Студия Тритэ Никиты Михалкова

Студия Тритэ
Никиты Михалкова

Родительские страницы:
  1. Главная
  2. Никита Михалков
  3. Интервью
  4. Михалков. Пропаганда. Вера. Отечество

Михалков. Пропаганда. Вера. Отечество

Не сдаваться Западу!

— В ПОСЛЕДНЕЕ время довольно много говорится о возрождении нашего кинематографа. А на премию «Золотой орел», между тем, номинировалось всего с десяток картин. Разве это возрождение?

— А где вы видели больше? В борьбе за «Оскар», как правило, принимает участие шесть-семь картин. Проблема заключается не в количестве фильмов, а в качестве конкурентной борьбы между ними. Если существует пять реально конкурентоспособных картин, это очень много! А на этом «Орле» каждый из режиссеров тех лент, которые были представлены на главный приз — Валерий Тодоровский, Дмитрий Месхиев, Владимир Хотиненко, Владимир Машков, Павел Чухрай, — был серьезным претендентом на победу. Три года назад была одна «Кукушка» Рогожкина, а все остальное — на три головы ниже. Поэтому сегодня дела в нашем кинематографе обстоят неплохо.

— Вы были последним российским режиссером, получившим «Оскара» — за «Утомленных солнцем». Потом Павлу Чухраю удалось с «Вором» войти в шестерку номинантов. И все! Почему в последнее время мы «пролетаем» мимо «Оскара»? Чего нам не хватает, чтобы выигрывать у испанцев, французов, индийцев, хорватов?

— Дело не в том, чего не хватает нашим фильмам. Им всего хватает! Просто существует политическая конъюнктура. Если в Югославии идет война, то победят хорватские картины. Так что не стоит искать причины в слабостях нашего кино. Я считаю, что любая из наших картин могла бы с полным правом претендовать на эту премию.

— Существует мнение, что Запад сегодня потерял интерес не только к нашему современному искусству, но и к стране в целом. Вы согласны?

— А как объяснить то, что нас не приглашают на встречу союзников, праздновавших 55-летие Победы над Германией? Или фразу Мадлен Олбрайт, бывшего госсекретаря США: «Где же тут справедливость, если такой землей, как Сибирь, владеет только одна страна?» Попробовала бы она это сказать 20 лет назад!

Но надо помнить и о другом: нас не будут уважать до тех пор, пока мы сами себя не станем уважать. В Америке, к примеру, не стесняются снимать фильмы, где чуть ли не в каждом кадре звучат идеи патриотизма и величия американской нации. Когда в американские летные школы уменьшился поток поступающих, Пентагон дал 75 млн. долларов на съемку фильма — и была снята «Школа асов» с Томом Крузом. После чего количество желающих пойти послужить в их ВВС снова восстановилось.

— А что нам мешает делать такие крепкие пропагандистские фильмы?

— Страх перед вами, журналистами! Критики заклюют! С американцами вообще легче! Они, можно сказать, в этом смысле дрессированный народ. Американское кино создало Америку, то общество, которое стало следовать американской мечте из голливудских фильмов. Этакий счастливый замкнутый круг.

У нас это тоже делали в 30-50-е годы. «Кубанские казаки» — замечательный пример. Другой разговор, что Америка сумела подтянуть реальную социальную жизнь к «киношной картинке», а мы не сумели этого сделать. Хотя и наш народ верил в то, что где-то там, на сельхозвыставке, действительно так шикарно живут. И они когда-нибудь смогут жить так же. На этой вере строился коммунистический режим.

Старые сказки на новый лад

— СЕГОДНЯ порой складывается впечатление, что и ТВ, и кинематограф испытывают явный дефицит сюжетов. Стоит одному завести ток-шоу про семью, как другие каналы подхватывают это. И в кино то же самое. Сперва шла волна биографических фильмов («Каллас навсегда», «Фрида» и пр.), потом пошли фильмы про войну. Словно режиссеры друг у друга темы приворовывают.

— Кино — это индустрия, хотите вы этого или нет. Если выходит картина, которая имеет успех, удачная тема, как золотая жила, вычерпывается до последнего, пока скребок по дну не зацарапает. После фильма «Я шагаю по Москве» сразу же вышла лента «Два воскресенья». Один к одному! Молодой парень, девушка, Москва… Но отработалась тема — и волна умерла.

— Сейчас есть тема, которая дала бы мощный выброс хороших картин?

— Не знаю. Лично я занят «Утомленными солнцем-2».

— А не боитесь, что после всех этих сериалов — «Московская сага», «Штрафбат», «Дети Арбата» — народ подустал от военной темы? Тем более к 60-летию Победы всех так перекормят этой тематикой, что зрители просто возненавидят и войну, и всех ветеранов заодно.

— Согласен с вами. Поэтому я и не тороплюсь с фильмом в этом году. Что касается возможной темы, то, я думаю, скоро настанет черед исторических картин. У нас это может быть война 1812 года, Куликово поле, Александр Невский. Можно сделать потрясающую серию ремейков, повторив картины, которые уже были сняты. Взять те же сценарии — «Адмирал Ушаков», «Суворов», «Кутузов» и пр., вынуть из них идеологию, актуальную для того времени, которой они были перегружены, и снять шикарные фильмы. А русские сказки — «Конек-Горбунок» или «По щучьему велению»! Если использовать новые технологии, компьютерную графику, это будет фантастическое зрелище!

— Да, но благие идеи порой убивает бесталанность их исполнения. Вот сейчас создается канал «Звезда». Хорошо бы, чтобы его смотрели молодые люди и воспитывались в патриотическом духе. Министр культуры Соколов сказал, что будет создаваться православный канал. Это тоже хорошо. Ряд телеканалов — из лучших побуждений — старается придерживаться официальной идеологии и не пускать на экран оппозиционеров, чтобы не подхлестывать разлад в обществе. Но потом почему-то оказывается, что в обществе согласия все равно нет. И ни народ, ни жизнь лучше не становятся.

— Самая большая ошибка, на мой взгляд, когда дело касается внутренней политики такой страны, как Россия, — это желание увидеть результаты своих трудов при своей жизни. И никто при этом не учитывает, что Россия — огромная страна. Это в Монако можно утром проснуться, издать указ, а вечером его уже все выполнят. Здесь же правит теория больших чисел. В России проходят только те реформы, которые понятны населению. Если они успешно прошли где-нибудь в Голландии, нет никакой гарантии, что они так же успешно пройдут у нас. Такую ошибку в свое время совершил Петр I. Он отправил боярских детей учиться в Европу, а их родителям не объяснил, что по утрам надо пить не водку, а «кохфей» и брить бороды. И когда их дети, одетые в шелковые чулки и говорящие на европейских языках, вернулись домой, там их встретили родители — в онучах, кафтанах и с кислой капустой в бороде. С этого момента общество разделилось на интеллигенцию и народ. Ни в одном государстве, ни в одной нации нет такой гигантской разницы между интеллигенцией и народом. Потому что везде интеллигенция — это выходцы из народа. А наша интеллигенция, условно говоря, приехала из Голландии. И Табель о рангах возникла именно тогда, уважение к месту, а не к тому, кто это место занимает, возникло тогда. И постовой у нас с незапамятных времен отдает честь «членовозу» с мигалкой, хотя не уверен, кто там едет — большой начальник или домработница на рынок отправилась. Но он отдает честь машине как некоему символу власти. И эти особенности надо учитывать. Это только так кажется, что мы объявили перестройку и наутро проснулись другими. Да никакие мы не другие!

Процесс формирования нового сознания — процесс постепенный. Детишки, которые сегодня ходят с бабушками в храм, еще не понимают, что там говорят, но в них втекает некий вечный для многих поколений русских людей смысл. Сперва их водят туда, и они рассматривают иконы, заглядывают в лица молящимся, нюхают запах ладана в кадиле, а через 20 лет это станет естественной частью их жизни — по воскресеньям ходить в церковь. И когда большинство, приходящее во власть, будет взращено в культуре, естественной для их прадедов, тогда возникнет иная генерация, иной внутренний ритм понимания страны.

Запрет не выход

— БЕЛИНСКИЙ говорил: «Я завидую внукам и правнукам нашим», т. е. нам. А мы постоянно жалуемся на свою жизнь. Может, мы разучились замечать хорошее? Есть что-то в нашей жизни такое, чему можно позавидовать?

— Технологически за эти годы мы, конечно, выиграли. Но разве духовная жизнь, высота духовных помыслов и возможность их реализации у нас выше, чем это было раньше? Я совершенно убежден, что нам всем необходимо ощутить единое дыхание этого огромного пространства — дыхание нашего Отечества. К сожалению, опыт показывает: чтобы это случилось, России необходимы были катаклизмы — войны, нашествия. Понимание огромности страны и ее дыхания приходит не ко всем. И у многих, от кого сейчас зависит происходящее в стране, этого дыхания нет. Это проблема довольно серьезная. Я давно предлагал хотя бы раз в квартал заседания правительства проводить в разных местах: в Новгороде, в Иркутске и т. д. Без ощущения этой атмосферы поднять страну невозможно.

— Почему народ из-за монетизации вышел на улицы? В нашей новейшей истории были и более тревожные моменты, а никто не митинговал!

— Думаю, это связано с тем, что раньше страха было больше. Даже лет двадцать назад в похожей ситуации никто бы не вышел митинговать. Если помните, была страшная история — расстрел демонстрантов в Новочеркасске. Но кто в то время об этом знал? В этом смысле нынешняя свобода информации — большой прогресс и завоевание. С другой стороны, есть ощущение, что раньше было хорошо, потому что все молчали, а теперь плохо, потому что все об этом стали говорить. Это абсолютно не так. И раньше хватало безобразий, но сейчас появилась счастливая возможность выйти и высказаться. Правда, есть и другая крайность. Один старец сказал, что «публичное восхищение придает разумности любому дураку», и этим, к сожалению, очень многие пользуются в интересах собственного пиара.

Источник:www.aif.ru, "Аргументы и факты" № 6 (от 09 февраля 2005 г.)

Все материалы раздела «Интервью»