Никита Михалков: «Я ежедневно совершаю романтические поступки».
22 октября 2012
21 октября Никите Михалкову исполнилось 67 лет. Свой день рождения режиссер отметил на съемочной площадке фильма «Солнечный удар», а заодно рассказал «КП» как празднует день рождения, экранизирует Бунина и относится к любви.
Никита Михалков сейчас в Альпах, в городке Ле Бувре, где идет работа над новой картиной. Вот и день рождения отмечал практически под софитами - да и то, если бы не напомнили: мол, Никита Сергеевич, неплохо бы тост поднять за здравие да закусить, - не вспомнил бы. Потому как творческий азарт, в котором сейчас пребывает режиссер, выкидывает из головы почти все, что не касается кино.
- Для начала я скажу, что мы находимся в полевых условиях, весь день мы снимали, мы ждали солнце, ведь солнце для нас самое главное. Мы в горах, солнце заходит рано, снимаем до последних лучей солнца. Поэтому нам только сейчас удалось с Вами встретиться. Приходится так работать.
- Что стало самым главным событием в этом году для вас? Что вы можете назвать главной удачей и главным разочарованием этого года?
- Вы знаете, честно вам скажу, когда работаешь, все удачи и разочарования – они внутри. Главное событие этого года для меня - то, что мы снимаем картину. Это соединение «Солнечного удара» и «Окаянных дней» Бунина, поэтому для меня все сконцентрировано только на этом. И удачи, и неудачи (например погоня за погодой) – все здесь, внутри процесса съемок.
По традиции у меня с погодой тяжелые отношения. Например, во время работы над «Механическим пианино», доходило до того, что над усадьбой шел дождь, а вокруг было солнце. То же самое у нас происходило и в Гороховце, и здесь. Поэтому для меня все сейчас сконцентрировано на деле, чему я счастлив, потому что это люблю, и, надеюсь, умею.
- Кто и что повлиял на формирование ваших взглядов на жизнь больше всего?
- В разное время разные люди формируют твой взгляд: в какое-то время это русские сказки, сложенные нашими предками, или сказки, написанные братьями Гримм, это рассказы бабушки или истории мамы, которая, когда ты болеешь, держит тебя за руку и что-то рассказывает из своей жизни. Поэтому на формирование человека, наверное, в разные периоды оказывают влияния разные факты, события, люди.
Но, тем не менее, правильно говорила мама, что воспитывать надо, пока поперек кровати лежит, когда вдоль – уже поздно. Как мне кажется, формирование человека происходит даже тогда, когда он, и говорить не умеет. Атмосфера в семье, запах дома, родные голоса – это те вещи, которые либо делают тебя частью этой корневой системы, либо нет. А уже потом идут писатели – это и Гоголь, и Пушкин, и философы – Ильин, и так далее, и так далее. Поэтому, я думаю, если говорить глобально, то я сформирован традициями: и русской культуры, и русской семьи, и русской усадьбы. Я надеюсь, что являюсь частью этого.
- Какой самый запоминающийся подарок вам дарили на День рождения?
- Пони. У меня есть лошади, и товарищи, зная о моей любви к лошадям, решили подарили мне пони. Первое, что я испытал – ужас, потому что не знал, что с ним делать. А потом нашли применение - сейчас на нем катаются окрестные дети. Но как подарок, поверьте, это было сногсшибательно.
-Чтобы вы включили в ваш wish-лист подарков на День рождения?
- Вы знаете, как на духу говорю, встретить День рождения на съемочной площадке, в работе. Это самый желанный подарок. Можно получать богатые, дорогие, во всех смыслах, подарки, но для меня самое большое счастье – встречать День рождения со съемочной группой, когда люди день работают, а потом отдыхают, а не когда День рождения превращается в славословие и бесконечную череду тостов. Работа для меня, существование в том мире, который мы создаем – это самый большой подарок в День рождения.
- Как, на Ваш взгляд, прошел Ваш День рождения сегодня?
-Он прошел очень трогательно. Во-первых, группа замечательно поздравила, причем видно, что они готовились, это все скрывалось, получилось очень искренне. Я себя почувствовал, как в годы студенческой жизни. А во-вторых, сегодняшний день прошел хорошо еще и потому, что было солнце, и мы сняли большую сцену. Вот такой вот подарок от природы.
- Не могу, не спросить, мы находимся на съемках фильма «Солнечный удар», знаменитого произведения Бунина о внезапно вспыхнувших чувствах, скажите, изменилось ли с годами у вас отношения к такому чувству, как любовь? Отразится ли это ваше видение в картине, и чтобы вы хотели рассказать зрителям о любви?
- Вы знаете, этому посвящена вся картина, и мне бы хотелось, чтобы о любви зрители узнали оттуда, а не из моих разглагольствований. Я думаю ценнее и важнее – уметь любить, чем рассказывать об этом. Что касается того, изменилось ли мое отношение к этому чувству. Да Бог его знает, надеюсь, что нет.
- Скажите, а в век виртуальной реальности осталось ли место для романтики?
- Смотря, как к этому относится. Если сидеть все время в Интернете, и только
читать, что пишут про тебя или еще кого-то, внутренне сопротивляться, либо соглашаться - какая тут романтика. Тут идет постоянное агрессивное самоутверждение. Интернет – действительно великая вещь, потому что нет ничего более удобного и стремительного, чтобы получить информацию.
А романтика – это ведь не только смотреть на горы, заходящее солнце, леса, но, мне кажется, что самая большая романтика – когда человек существует, и его желания не иссякают. Я не имею в виду желания того, что можно потрогать руками, а именно само желание, интерес. На мой взгляд, романтика – это интерес к жизни.
- Какой последний романтический поступок вы совершали?
- Я их совершаю ежедневно, едва проснувшись. А вообще, человек, который может вспомнить свой романтический поступок – он не романтик. Не знаю, можно ехать на машине за троллейбусом, а там, на руках у мамы будет сидеть ребенок. И когда ты будешь пытаться обогнать троллейбус, он начнет плакать, потому что исчезает его предмет интереса. И ты будешь ехать вровень с троллейбусом столько, сколько будет ехать в нем мама с ребенком, чтобы этот маленький человек, которого ты так заинтересовал, не был огорчен. Это романтический поступок? Бог его знает, но в этом есть живое.
- Кого бы вы могли причислить к героям нашего времени и почему?
- Вы знаете, я столько наслушался и начитался в школе, институте о героях нашего времени: и Павлик Морозов, и Корчагин, кто-то еще. Конечно, это определенная идеология. Но я считаю, что герой нашего времени, тот, кто не жалуется на время, а пытается его изменить. И изменить, не разрушая, а созидая. Для меня вот эти люди – герои нашего времени.
- Говоря о поступках, на последнем Пленуме Союза кинематографистов был озвучен доклад о социальной деятельности Союза и даже о вашем, как выясняется большом, личном вкладе. Расскажите, почему вы помогаете нуждающимся, что это значит для вас.
- Вы знаете, если человеку надо объяснять, зачем помогают нуждающемуся – мне трудно уважать такого человека. Конечно, есть люди, которые совершают такие поступки, чтобы о них сказали по телевизору. Но на самом деле, это вещь интимная.
Я, собственно, поэтому и не говорю об этом. Знаете, какая самая большая радость? Когда тебя благодарят, а ты не помнишь за что. В этом и есть смысл, когда ты помог человеку и не ждешь от него благодарности. Самая большая радость – быть полезным, как бы вычурно это не звучало. Но когда у тебя есть такая возможность и ты ей пользуешься, это величайшее счастье и огромная привилегия, которой ты с Божьей помощью удостаиваешься. Это должно быть естественным.
Источник: Комсомольская правда