Судьба «Родни»
Четверть века назад решалась судьба одной из самых любымых зрителями картины Никиты Михалкова «Родня». Сегодня трудно представить, что эта социальная мелодрама с элементами комедии угодила на «полку». Худсовет, принимавший картину, выдвинул массу претензий к ее содержанию.
Главная героиня, Мария Коновалова, приехала в Москву навестить дочь и любимую внучку. Добрая и простодушная женщина никак не предполагала, в каком мире живут ее самые дорогие и, пожалуй, единственно близкие ей люди. Пытаясь разобраться в сложных отношениях дочери с бывшим мужем, она приносит им немало огорчений. На первый взгляд незатейливая и трогательная история трансформируется в глубокое философское размышление о постепенной и губительной утрате человеком своих корней.
«Родня» показалась цензорам опасной и несоответствующей советским принципам жизни. Режиссеру выдвинули условие: внести почти 200 (!) правок. Согласиться с большинством из них для Никиты Михалкова было невозможно: это принципиально меняло концепцию фильма.
Например, худсовету не понравилась тема солдат: в ней увидели прямую ассоциацию с шедшей тогда войной в Афганистане. Просили даже кадр с самолетом в небе вырезать, чтобы не напоминать зрителю о так называемых «черных тюльпанах», в которых на Родину переправляли в цинковых гробах погибших. Возмущал цензоров несоветский вид ребенка главной героини, особенно то, что малыш слушает западную музыку. Не понравились и взаимоотношения Марии с зятем. Члены худсовета утверждали, что неприлично женщине бить в лоб мужчину, да еще и родственника. Однако именно эта сцена стала одной из самых ярких и комичных в фильме.
Министр кинематографии СССР Филипп Ермаш, посмотрев картину, возмущенно заявил Никите Михалкову: "Таким увидеть советский народ можно было только из окна Мерседеса". На что режиссер парировал: "Только, вот, окно Мерседеса намного шире и видно из него больше, чем из окна Вашей "Чайки"! Надеяться после такого диалога на показ картины было уже бесполезно. Ситуацию неожиданно спас генсек СССР Юрий Андропов. Прослышав о скандальной ленте, он решил посмотреть "Родню". Фильм ему очень понравился, и в 1982-ом году ленту, наконец, увидел весь народ.
Кое-что, конечно, пришлось в фильме поменять – таковы были жесткие правила времени. Но главное, суть картины, режиссеру все-таки удалось отстоять. Этот фильм стоит немного особняком в списке лент Никиты Михалкова, как бы выпадает из их стиля. И этим «Родня» особа интересна, с годами картина воспринимается намного острее и глубже, чем тогда в 80-х, а поднятые в ней проблемы столкновения отцов и детей, мегаполисов и деревень делают «Родню» картиной вне времени.
Интересные факты о фильме «Родня»:
- Сценарий создавался специально для Нонны Мордюковой. Однако актриса долго не решалась на эту роль.Статной красавице казачке нелегко было согласиться на то, что предлагал режиссер: химзавивка, металлические зубы, бесформенные наряды. Но Михалков убедил актрису рискнуть, и эта роль стала единственной, где Нона Викторовна сменила привычное амплуа, открыв новую грань своего таланта.
- Как-то на съемках фильма "Родня" Михалков, желая добиться от Мордюковой более точного произнесения реплики, довел Нонну Викторовну до такого состояния, что, хлопнув дверью, она удалилась со съемочной площадки, закрылась у себя в вагончике и проплакала в голос всю ночь. На следующий день она, встав перед камерой, с обидой и горечью произнесла режиссеру «Эх, ты…». В ответ неожиданно услышала «Вот это - то, что надо! Снято!». Увидев потом эту сцену в фильме, Мордюкова признала, что режиссер не зря ее мучил. С тех пор Никита Михалков и Нонна Мордюкова закадычные друзья.
- В фильме «Родня» состоялся дебют Олега Меньшикова. Это его первая роль в большом кинематографе. С тех пор Никиту Михалкова актер всегда называет своим учителем.
- В этой картине дебютировала еще одна знаменитость – кинорежиссер Владимир Хотиненко. В сцене с мотоциклистом на железном коне восседает именно он. Когда понадобился человек, умеющей управлять двухколесником, выяснилось, что один из ассистентов Никиты Михалкова готов справиться с этой задачей. Это и был Владимир Хотиненко. В эпизоде лица за шлемом не видно, зато голос настоящий.
- Роль девочки Маришки сыграл мальчик. Режиссер сразу решил: для создания нужного образа необходима «недевчачья» пластика. Вспомнился талантливый мальчик, который до этого уже снимался в «Обломове» Федя Стуков. Он с удовольствием принял правила игры и даже ипровизировал. Сегодня Стуков уже профессиональный актер и телеведущий.
- Поделиться ссылкой: