«Игра по-крупному»
В рамках программы «Кино на площади» 23-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» была показана картина «Шпион». THR раскрыл детали проекта телеканала «Россия» и «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова».
Карты в руки
Проекты, подобные «Шпиону», обычно позиционируют как «крепкий жанр». Фильм, объединивший продюсеров «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» и телеканала «Россия», — это классическая история восхождения героя: опытный контрразведчик вербует необстрелянного парня для выполнения опасной миссии, от исхода которой зависит судьба всей страны.
Лейтенант Дорин (Данила Козловский) — одаренный выпускник школы особого назначения — поступает в секретную спецгруппу «Затея», возглавляемую майором Октябрьским (Федор Бондарчук). Цель тактическая — вычислить немецкого агента экстра-класса, действующего в Москве под оперативным псевдонимом Вассер. Стратегическая — выведать, на какой день и час наметил Фюрер начало войны.
Борис Акунин, возглавляющий рейтинг самых популярных писателей современной России, вооружил создателей «Шпиона» мощным арсеналом драматургических средств и «вкусных» деталей. Подписывая контракт на экранизацию романа, писатель настоял на том, чтобы полностью контролировать работу над фильмом: давал советы сценаристу и съемочной группе, лично утверждал режиссера и актерский состав (по этой причине даже Федору Бондарчуку пришлось пройти серьезные кинопробы).
Высокие ставки
Преобладание экшена над лирикой, выдержанное в «Шпионском романе», потребовало от съемочной группы проверенных, но затратных постановочных решений. В ключевых сценах погонь, перестрелок и драк режиссер-дебютант Алексей Андрианов и оператор Денис Аларкон Рамирес сделали ставку на дорогую многокамерную съемку, которая позволила задать фильму взрывную динамику. Но для изображения Москвы, задуманной Акуниным, ни одно из решений, опробованных ранее, подойти не могло.
Москва, которую видят зрители фильма, — воплощение сверхамбициозного сталинского генплана 30-х годов, который так и не удалось осуществить. Город мечты, в котором столкнулись две сильнейшие разведки мира, был отрисован специалистами лучших компьютерных студий страны. Архитектурная доминанта этого мира — четырехсотметровый Дворец Советов, увенчанный статуей Ленина, над созданием которого работала команда из CG Factory («Ночной дозор», «Дневной дозор»), «Особо опасен», «Черная молния»).
Где-то в облаках, у верхушки гигантского сооружения, проплывают цеппелины и винтокрылые бипланы, а по просторным проспектам, залитым майским солнцем, мчатся бьюики и паккарды. Из тени одной реальной высотки в тень другой, вымышленной, переползают двухэтажные троллейбусы, бегут по своим делам пешеходы… В просмотровом зале студии Piastro VFX («Особо опасен», «Черная молния»), которой доверили основную работу по «перестройке» столицы, супервайзер визуальных эффектов Дмитрий Токояков и его коллега Андрей Емельянов комментируют полученный результат.
«Нужно было сделать город необычным, но при этом узнаваемым», — рассказывает Дмитрий. «Ведь если добавить на Тверскую пару лишних зданий, получится Манхэттен. Честно, мы пробовали, — подхватывает Андрей. — А огромный Наркомтяжпром, который планировали возвести на месте ГУМа, полностью рушит ансамбль Красной площади: Мавзолей рядом — как ларек сигаретный. Так что мы его на набережную Москвы-реки перенесли».
Без блефа
Достоверности добивались всерьез. «Создать красивую футуристическую Москву с огромными высотками мы бы могли и сами, но получился бы город, в котором невозможно жить, — рассказывает Токояков. — Поэтому на проект пригласили настоящих архитекторов. Знаете, что они заявили, увидев ранние разработки? «Вы тут понастроили зданий, к которым невозможно подъехать! Чтобы въехать в тот двор, придется пол-Москвы объезжать!…»
Усилить эффект погружения в атмосферу «Шпиона» помогла еще одна методика, выработанная в ходе создания фильма. Режиссер и его команда досконально изучили предвоенную хронику, проанализировали эмоциональный фон эпохи и мелкие детали быта. А затем, уже на стадии постпродакшна, многократно пересматривали свои кадры в режиме ч/б, чтобы абстрагироваться от современности. Лишь то, что при таком отсмотре максимально напоминало картинку
«черно-белых» сороковых, шло в монтаж — но уже, естественно, в цвете.
Сильный игрок
Режиссер-дебютант Алексей Андрианов, убедивший продюсеров доверить внушительный бюджет фильма именно ему, предложил дерзнуть, «схулиганить» — пересказать роман Акунина ультрасовременным киноязыком, сохранив элементы остросюжетного исторического детектива.
На вопрос, доволен ли он полученным результатом, Андрианов отвечает по-шпионски зашифрованно: «Знаете, как раньше общались режиссер и оператор? Когда не было плейбэков и наблюдать за происходящим можно было лишь через глазок камеры, они постоянно друг друга спрашивали: «Было?» И в этот лаконичный вопрос вкладывалось столько нюансов! Хорошо ли сыграл один актер, услышал ли его второй, пробежала ли между ними искорка, правильно ли отстроили свет, оказался ли герой в фокусе, не был ли у него замят воротник… И только когда таких «было» набиралось много, фильм получался. Мы уверены в нашей работе. Теперь слово за зрителем: «было?»
Этот материал был опубликован в первом номере журнала «The Hollywood Reporter — Российское издание».
Текст: Мария Михелева
- Поделиться ссылкой: