Счастливое число:
Как создавалась «Легенда № 17»
Номер 17 в российской сборной по хоккею навсегда закреплен за легендарным Валерием Харламовым: его именем когда-то бредил каждый мальчишка, за его выходом на лед с замиранием сердца наблюдали миллионы. История простого парня, изменившего мир вокруг себя, продолжает вдохновлять и восхищать. Именно об этом — о преодолении, силе духа, стремлении к совершенству и вере в себя — фильм «Легенда №17», снятый «Студией ТРИТЭ Никиты Михалкова».
Этот материал был опубликован в апрельском номере журнала «The Hollywood Reporter — Российское издание».
Еще в детстве Валерию Харламову поставили диагноз «порок сердца». При этой болезни не то что профессиональные занятия спортом — любые физические нагрузки категорически запрещены. Но мальчик мечтал стать хоккеистом, поэтому просто не поверил врачам. И вопреки всему, стал не только игроком ведущего клуба, а настоящей легендой, с которым и по сей день не может сравниться никто.
Удивительная судьба Харламова стала основой сценария фильма «Легенда №17». Николай Лебедев — постановщик картины — признался, что далеко не сразу согласился взяться за эту работу. Первый вариант сценария его смущал тем, что выглядел как подробное пошаговое жизнеописание великого спортсмена: «Кино, которое просто последовательно перелистывает страницы биографии, теряет главное — крепкий драматический стержень», — объяснил свои опасения режиссер.
Тогда было решено серьезно переработать историю и отойти от, казалось бы, лежащих на поверхности спортивной линии и рассказов о фантастических победах на льду. Ведь больше всего поражает и вдохновляет в Харламове его характер. Как обычному скромному парнишке со слабым здоровьем удалось изменить судьбу и заставить говорить о себе весь мир? Не об этом ли мечтают миллионы людей в разных уголках планеты?
Для съемок художник по костюмам Сергей Стручев изготовил хоккейную амуницию старого образца. Даже лезвия для коньков делались специально под картину, поскольку современные сильно отличаются от тех, на которых катались спортсмены тех лет.
Звезда Харламова, как, увы, это часто бывает, ярко вспыхнув, почти тут же погасла: нелепая гибель в автокатастрофе в августе 1981 года стала поистине национальной трагедией. Вместе с Валерием ушла из жизни и его жена Ирина, образ которой воплотила на экране Светлана Иванова. Лирическая линия играет в фильме особую роль: «Мне кажется, что в жизни каждого человека ведущее место занимает любовь, — говорит Лебедев. — Без нее любой сюжет выглядит пресно… Тем более история поиска призвания и восхождения человека к своей вершине. Любовь формирует человека, его отношение к миру, двигает его вперед».
Но все же финальной сюжетной точкой в фильме стала не та трагедия на дороге, а легендарный первый матч Суперсерии в Монреале в сентябре 1972 года, который советская сборная сенсационно выиграла у канадцев со счетом 3:7. Тогда это стало событием мирового масштаба, а для наших соотечественников — таким же поводом для гордости, как полет Гагарина в космос. Еще бы, хоккеисты из «страны, где по улицам бродят медведи», приехали и разгромили канадскую сборную, считавшуюся непобедимой. И во многом победа стала возможной благодаря Валерию Харламову.
Для Данилы Козловского, сыгравшего главного героя, фильм тоже стал по сути сбывшейся мечтой: «В моем детском сознании хоккей был элитарным видом спорта — по крайней мере наша семья не могла себе позволить купить дорогую экипировку. Мы жили на Соколе, и частенько с друзьями, прогуливая школу, шли в Ледовый дворец ЦСКА. Мне нравилась атмосфера, царившая там. Помню, над ареной, под самой крышей, висели три свитера с фамилиями легенд клуба — Фетисов, Харламов, Третьяк. И я не мог не думать, как здорово, наверное, стать такой же звездой».
Однако причиной того, что Данила буквально умолял режиссера взять его на роль Харламова, были не только детские восторги и воспоминания: «Я безоговорочно влюбился в сценарий, — признается актер. — Умирал, как хотел сыграть! Плакал, не знал, что сделать, чтобы меня утвердили. Приехал к Коле Лебедеву и сказал: «Я готов на все ради этой роли!» Согласия, правда, не услышал — исполнителя роли Харламова выбирали долго. Режиссер признается, что удивился, когда ему продюсер проекта Леонид Верещагин назвал имя Козловского: «Я тогда так и сказал: мол, он, конечно, замечательный актер, красавец парень, но не вижу смысла его приглашать, я его, что называется, не чувствую».
К счастью для Данилы, в него стопроцентно верил Верещагин, уже поработавший с ним в кинохите прошлого года «Шпион». Он убедил режиссера дать шанс питерскому артисту. С первых проб Лебедев признал: опытный продюсер прав. Но по иронии судьбы эти пробы не устроили Леонида Эмильевича. И началась новая череда кастингов.
В испанском городке Питильяс под Памплоной сняли сцену бега с быками, в которой участвовало 18 животных. Для этого эпизода по всему маршруту пробега установили тройные ограждения, а на площадке дежурил усиленный наряд полиции, скорые и пожарные.
А Козловский, не будучи уверенным, утвердят ли его, времени не терял. Он упорно, до изнеможения готовился к роли — изучил все архив-ные материалы, связанные с жизнью Харламова, и буквально пропадал на тренировках. В результате через два месяца поисков и споров создатели «Легенды №17» отбросили сомнения: роль досталась Козловскому. «За время подготовки к съемкам Данила совершил невероятное, — вспоминает Лебедев. — Он входил в кадр — и по пластике, и по фигуре это был настоящий спортсмен. Более того, Данила овладел тонкостями хоккейного мастерства и сам выполнял многие сложнейшие трюки».
Молодой актер работал на съемках как проклятый: «Как-то между дублями Данила показал мне свою ногу, и я пришел в ужас: она у него была абсолютно синяя! — рассказывает режиссер. — А Даня мне радостно говорит, мол, все нормально… Он по-хорошему одержимый человек — в нем есть харламовская пылкость».
Чтобы сохранить образ и «пульс судьбы», сценаристы пожертвовали реальной хронологией событий: в частности, перенесли на 1967—1972 годы, намного раньше реального времени, историю любви Валерия Харламова и его жены Ирины.
У Данилы и Валерия оказалось много общего. Козловский также упорно, не слушая скептиков, шел к своей цели и в итоге добился профессионального успеха. И даже то, как актер добивался роли в «Легенде №17», тоже напоминает упорство и стойкость знаменитого хоккеиста. Наверное, поэтому сестра Харламова, Татьяна Борисовна, почти сразу признала Данилу в этой роли, заявив: «Похож!»
Кстати, благодаря ей актеру удалось избавиться от вредной привычки: «Когда меня утвердили, мы с Николаем поехали к ней в гости, — вспоминает актер. — Татьяна Борисовна рассказывала о брате, показывала фотографии, а потом вдруг строго спросила: «Ты куришь? Смотри у меня! Валерка не курил!» Я и сам понимал, что надо бросать — на тренировках просто задыхался. И к съемкам это сделал! Вот уже два года не курю».
Поиск исполнителя роли тренера ЦСКА и сборной СССР Анатолия Тарасова — тоже не просто дался создателям «Легенды №17». «Харламов и Тарасов — два великих человека, которых знает вся страна, и промахнуться с выбором мы просто не имели права», — вспоминает Леонид Верещагин. К тому же между ними были совершенно особые отношения — сложные, бурные. «Меня тронула эмоциональная связь между тренером и учеником, в которых я сразу разгляделточень непростое взаимодействие, как между отцом и сыном: я увидел в этом параллель с собственной жизнью, — говорит Николай Лебедев. — Я ведь тоже сын, и, наверное, не самый покладистый. Когда читал сценарий, комок подступал к горлу — такое со мной было впервые».
Для зрителей станет приятным сюрпризом работа Олега Меньшикова в этом фильме. Это первая возрастная и, пожалуй, одна из самых серьезных за последние годы ролей артиста. Николай Лебедев не скрывает, что волновался: «Такой интеллигентный, тонкий, гарцующий… Сможет ли Олег Евгеньевич гармонично смотреться в роли Тарасова, которого все помнят грузным человеком в годах? Стоило на лице Олега вспыхнуть этой его ехидной юношеской улыбке, знакомой всем еще по «Покровским воротам», и он сразу становился абсолютной противоположностью тому человеку, который мне нужен был в кадре. Да и что говорить, до этого Меньшиков никогда ничего подобного не играл. Приходилось уповать на то, что он сумеет вытащить изнутри такое, чего мы в нем еще никогда не видели…»
Но как только Меньшиков пришел на читку, все стало на свои места. «Я был буквально заворожен, — вспоминает режиссер. — Куда девалась его усмешка? Передо мной сидел суровый, очень сильный персонаж с фантастической внутренней харизмой: не блистающей, актерской, а тяжелой, наступательной. Я чувствовал энергетику, сущностное сходство с Тарасовым».
Верещагин полностью согласен с Лебедевым: «Мы заговорили с Колей про Меньшикова, потому что я находился под впечатлением от потрясающей игры Олега в картине «Утомленные солнцем 2». Мы посмотрели несколько сцен из готовящегося тогда к выходу фильма. После этого Лебедев встретился с Меньшиковым. Мне кажется, Олег идеально сыграл в «Легенде №17» — глубоко, тонко. Вот и Никита Сергеевич, увидев снятый материал, отметил: «Да, поймал, точно почувствовал!»
Впервые за сборную СССР Харламов сыграл на чемпионате мира 1969 года. Тогда он вышел на лед с десяткой на спине, но уже через год играл под 17-м номером, под которым его и узнал весь мир. Ныне 17-й номер признан «харламовским» и не присваивается хоккеистам национальной сборной и игрокам ЦСКА. Но не само по себе число 17 принесло удачу легенде советского спорта. Это он, тяжелым трудом и невероятной силой воли, сделал эти две цифры счастливыми, доказав, что для сильного духом нет ничего невозможного. И совершенно не важно, кем ты был рожден, важно лишь то, кем ты хочешь стать.
- Поделиться ссылкой: