Никита Михалков: «Иногда художественное произведение бежит впереди времени»
На пресс-конференции по фильму «Солнечный удар» перед премьерой в Белграде, помимо режиссера картины Никиты Михалкова, присутствовал продюсер фильма Леонид Верещагин, а также актеры Виктория Соловьева, Мартиньш Калита и Милош Бикович. Пресс-конференция собрала более сотни журналистов, большинство из которых были сербскими. Общение с прессой шло почти полтора часа, и THR предлагает вам ознакомиться с некоторыми из тем, затронутых в ее ходе.
Никита Михалков — о том, почему премьера фильма происходит в Сербии.
— Есть три причины, почему мы здесь. Во-первых, потому что Сербия раскрыла двери всем тем, о ком мы говорим в нашем фильме, — всем русским, которые были вынуждены покинуть Родину. Вторая причина — на картине работали наши сербские коллеги: Милош Бикович, Станислав Попович, монтажер Мича Заец. Третья причина — эмоциональная. Мировая премьера — это день рождения картины, а дни рождения мы стараемся отмечать с друзьями. Поэтому мы приехали сюда, а не в Брюссель (аплодисменты).
Никита Михалков — о том, что «Солнечный удар» — это фильм-предупреждение.
— Наш герой, находясь на краю в прямом и переносном смысле, все время задает себе вопрос, как это случилось. Всего три года назад он плыл по Волге, у него был потрясающий день в каком-то маленьком городе. Почему же сегодня он стоит в холодном лагере? Почему это случилось? К сожалению, мы не умеем учиться на своих ошибках. Может, это славянское качество. Почему-то нам нужно дойти до края, чтобы понять то, как мы живем, кто мы такие? Зачем мы учили Толстого, Достоевского, Монтеня в оригинале? Мне кажется, это очень современный вопрос сегодня. Всего два года назад мы снимали в Одессе, прекрасном теплом южном городе с потрясающей атмосферой и жизнью. Сейчас вы видите, что там происходит. Мы тогда этого не знали. Наверное, иногда художественное произведение бежит впереди времени. Если вы хорошо смотрели картину, то могли увидеть, что ответ на этот вопрос разлит по ней.
Никита Михалков — о том, что нужно делать, чтобы показанного в фильме не произошло со страной в очередной раз.
— Единого рецепта, наверное, нет. Это рутинная, тяжелая работа. Начиная с воспитания детей, их образования. Мой отец когда-то сказал: сегодня — дети, завтра — народ. Такая работа, кстати, проводилась на Украине на протяжении 23 лет, но не нами и не вами. В итоге выросло поколение с абсолютно иным представлением о добре и зле. Год назад я в страшном сне не мог представить, что до этого дойдет, но дошло.
Никита Михалков — о том, снял бы он фильм в Сербии.
— У вас такое количество прекрасных режиссеров, которые могут сделать это лучше меня! Картина про Сербию, сделанная мной, будет во многом туристическая. Поэтому я так люблю картины Кустурицы. Я не смог бы так снять — не потому что не умею, а потому что я другой.
Никита Михалков — о проекте фильма про Грибоедова.
— Серьезная режиссура вообще уходит на телевидение. Качество покажа не хуже, чем в кино, а количество зрителей в разы больше. Сценарием фильма про Грибоедова мы занимались почти пять лет и накопали массу потрясающего материала. Личность Грибоедова — легендарная, поразительная. Я считаю, что Грибоедов сегодня — не менее современная фигура, чем что-то другое. Эта картина требует подготовки и времени, но мечта о ней меня не оставляет.
Леонид Верещагин — о том, как складывались съемки фильма.
— Мы с Никитой Сергеевичем работаем около 30 лет, и это наша восьмая картина. Кино — это синтез творчества и производства. И это счастье, когда ты работаешь с режиссером, который точно понимает, чего хочет, точно ставит задачи, когда перед началом съемочного периода мы имеем подробную режиссерскую экспликацию, где расписано все для всех звеньев. Коллектив у нас един на протяжении многих лет, и почти нет текучести кадров. В этом человеческом единении, когда собираются вместе люди самых разных национальностей — французы, хорваты, сербы, русские, украинцы — огромный коллектив в 200 человек работает как единый организм. Производство любого кино — это сложный процесс. Но когда есть железное понимание поставленных задач и страсть, то это все превращается в потрясающее увлекательное путешествие, которое всегда вспоминаешь потом.
Виктория Соловьева — об актерском дебюте в фильме режиссера такого масштаба.
— Это, конечно, удивительно для меня. Я счастлива, что так все произошло. Первые съемочные дни не получались. Но все наладилось, когда мы пошагово начали находить повадки моей героини. Говорить об этом сложно, у меня одни эмоции. Этот фильм изменил мою жизнь, эта картина для меня судьбоносная. Я научилась у своей героини смелым поступкам.
Мартиньш Калита – о том, что бы хотелось повторить со съемок, и о том, чего бы не хотелось.
- Чтобы повторилась возможность работать с Никитой Сергеевичем, с Викторией, с Милошем. Чтобы не повторилось? Необходимость набирать много килограмм за короткий период времени. Этого я бы не хотел. Но если Никите Сергеевичу надо будет, мы поговорим об этом.
Никита Михалков прямо во время общения с прессой преподнес в дар косовским сербам, живущим на территории Республики Косово, современный мобильный кинотеатр. «Я ужасно мучился, так как не мог приехать, когда меня приглашали... Я привёз кинотеатр в Косово. Здесь все готово, возьмите все инструкции, смотрите кино и вспоминайте, что мы иногда тоже держим слово», - сказал режиссёр, передавая документы ректору Приштинского университета, профессору Сречко Милачичу. Милачич в ответ под аплодисменты сердечно поблагодарил Михалкова и подарил ему икону святого Стефана Лазаревича.
- Поделиться ссылкой: