Михалков поспорил с Эйзенштейном
По всему Белграду висят огромные афиши с надписью «Сунчаница», что в переводе на русский означает «Солнечный удар». Мировая премьера нового фильма Никиты Михалкова могла успешно пройти в любой стране мира — самого прославленного российского режиссера не нужно лишний раз представлять зрителям и кинематографическому сообществу. Обладатель «Оскара», венецианского «Золотого льва», Гран-при Каннского кинофестиваля и десятка других призов, Никита Михалков уже давно вписал свое имя в историю. Теперь он может поступать так, как его душе угодно.
— Мировую премьеру фильма можно считать днем рождения картины. Этот теплый праздник принято отмечать в кругу родных и близких. Именно поэтому мы приехали в Белград, — режиссер не льстил сербской публике, а говорил так, как чувствует.
Жители Сербии ответили Никите Михалкову взаимностью.
В белградском «Сава-центре» — самом большом концертном комплексе в стране — 4 тыс. зрительских мест. Перед премьерой у входа никому не приходило в голову спрашивать «лишний билетик», все они распространялись по пригласительным. Со всех концов страны сюда съехались разные люди — простые рабочие, пожилые пары, местные знаменитости и студенты, изучающие русский язык. Можно сказать с уверенностью, что, если бы кинозал был еще в 3 раза больше, там все равно случился бы аншлаг.
Фильм «Солнечный удар» задумывался Михалковым почти 40 лет назад. По словам режиссера, все эти годы он пытался найти ключ к двум произведениям Ивана Бунина — «Солнечному удару» — ошеломляющему рассказу о внезапной любви и «Окаянным дням» — страшной хронике Гражданской войны. В первом случае место действия — царская Россия 1907 года, во втором — страна Советов 1920-го. Прошло всего 13 лет, но изменилось абсолютно все. Главный вопрос, который мучил Михалкова, — как это случилось? Он же стал слоганом фильма.
— Мне кажется, что сегодня это очень актуальный вопрос. Всего два года назад мы снимали в Одессе — прекрасном, теплом, солнечном городе с потрясающей атмосферой. А сегодня вы знаете, что там происходит — невинных людей загнали в здание и сожгли заживо. Иногда художественное произведение бежит впереди времени, так получилось и с «Солнечным ударом». Мы ничего не знали заранее, но как оказалось, предчувствовали, — сказал режиссер.
Перед премьерой съемочная группа присутствовала на панихиде на мемориальном русском кладбище, где покоятся офицеры и солдаты Российской империи, которые были вынуждены покинуть Отечество в годы Гражданской войны. В тяжелый момент Сербия открыла двери всем русским людям — это еще одна причина, по которой мировая премьера прошла именно здесь.
На главные роли Никита Михалков пригласил совершенно неизвестных артистов. Красная дорожка, освещенная тысячью вспышек, стала для всех них началом пути в большое кино.
Роль Поручика исполнил латыш Мартинс Калита, который раньше снимался только в малобюджетных сериалах. Он был заметно взволнован — понимал, что после такой большой премьеры его жизнь полностью изменится.
— Мартинс, ты же понимаешь, что на тебе теперь огромная ответственность. Жесткий график, новые нагрузки, другой распорядок дня, — агент новоиспеченной знаменитости наставляла актера перед очередным интервью.
— Да, так и в жизни происходит: сначала школа, потом институт, затем работа, и с каждым новым этапом нагрузка растет, — безмятежно реагировал артист.
Таинственную Незнакомку сыграла Виктория Соловьева — Никита Михалков увидел в ней актерское дарование совершенно случайно.
— Дело было в Киеве, когда после творческой встречи Никита Михалков пригласил на ужин моего товарища. Он, в свою очередь, позвал меня. Мы сидели за общим столом, общались, и мне было очень легко, потому что я не актриса, а психолог, у меня нет никакой надежды получить роль в кино. Он спросил: «Откуда вы?», я ответила, что из Тореза, и начала показывать манеру общения моих тамошних друзей, молодых парней. И тут он говорит: «А не думали вы актерским ремеслом заняться?».
Виктория Соловьева, конечно, не думала. Теперь она уверена, что если бы была актрисой, то при встрече с Михалковым прочитала бы «что-нибудь великое», вроде монолога Нины Заречной, и режиссер бы ее не взял. «Любая актриса бы так сделала, наверное», — сказала новая звезда кино.
В поселке Торез, который стал известен на весь мир во время военных действий на Украине, живут родители Виктории Соловьевой. «У них все хорошо», — отрезала актриса, не желая продолжать неприятный разговор.
Милоша Биковича, который в картине Михалкова играет одного из белогвардейцев, не нужно представлять сербской публике. Здесь он — настоящая звезда. Девушки, узнав его на улице, подбегают за автографом, а местные папарацци следят за каждым его шагом.
Съемки в «Солнечном ударе» позволили Милошу Биковичу близко познакомиться с историей белой эмиграции.
— Мне было совсем несложно понять эту атмосферу, — уверенно сказал актер. — Бунин — прекрасный писатель, он написал страшную картину достаточно подробно и точно. Гражданская война буквально выкосила всю русскую интеллигенцию, часть из которой переехала в Сербию. Эти люди очень сильно повлияли на нашу культуру, я знал об этом еще до контакта с фильмом, но теперь я почувствовал весь трагизм этой истории.
Все актеры в один голос хвалили режиссерское мастерство Никиты Михалкова. Говорили, что на площадке он может дать нужный импульс, «зарядить» коллег, объяснить настроение одной фразой или жестом. Материала было отснято очень много: фильм идет три часа, а после проката на телевидении покажут расширенную пятисерийную версию «Солнечного удара».
— Еще до выхода картины в широкий прокат права на ее демонстрацию в зарубежных кинотеатрах приобрела французская компания Wild Bunch, которая сотрудничает с «ТриТЭ» на всех картинах Никиты Михалкова. Она является крупнейшим международным прокатчиком, — сказал продюсер картины Леонид Верещагин, добавив, что картину ждет широкий прокат по всему миру.
На премьере 4-тысячный зал приветствовал съемочную группу стоя. Фильм еще не начался, и своей бурной овацией сербская публика демонстрировала Никите Михалкову абсолютное доверие.
— Приберегите аплодисменты на потом, — посоветовал режиссер зрителям. Впрочем, и на потом зрительского энтузиазма хватило.
«Солнечный удар» совсем не похож на военные эпопеи, которыми прославился Никита Михалков в последние годы. Фильм делится на две равные части — «до» и «после». Волшебная история любви на корабле, плывущем по Волге, сменяется сценами из лагеря военнопленных белых офицеров, ожидающих депортации.
Один из них — Поручик — вспоминает о своей безмятежной юности и на протяжении всего фильма пытается понять — что случилось с его страной? Ответ разлит по всей картине. Вот милая с виду горничная крадет платок. В другой раз почтенный фотограф берет взятку и не исполняет свое обещание. Мальчик-служка говорит о том, как его школьный учитель отрицает Бога, а заезжий фокусник с трепетом рассказывает об учении Маркса. Так, по мнению Никиты Михалкова, знаки грядущего катаклизма можно увидеть даже в мирной провинциальной жизни. Никто не виноват в том, что случилось, но вместе с тем виноваты все.
Эпизод с коляской на Потемкинской лестнице — цитата из «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна — стал кульминацией картины. Бывшие офицеры с отрезанными погонами стоят перед коляской, в которой лежат игрушки, рождественские открытки, шкатулки и другие красивые предметы. Коляску отпускают, она долго катится по ступеням и падает в костер. Офицеры молча и безучастно смотрят, как горят останки России, которую мы потеряли.
Премьерный показ завершился исполнением гимна Российской империи «Боже, Царя храни» — его спел Кубанский казачий хор.
Российская премьера «Солнечного удара» состоится 9 октября.
Источник: Известия
- Поделиться ссылкой: