Студия Тритэ Никиты Михалкова

Студия Тритэ
Никиты Михалкова

Родительские страницы:
  1. Главная
  2. Никита Михалков
  3. Интервью
  4. Никита Михалков: Притчи живут по своим законам

Никита Михалков: Притчи живут по своим законам

Это ведь, если задуматься, был почти что подвиг: работе над фильмами «Утомленные солнцем 2: Цитадель» и «Утомленные солнцем 2: Предстояние» Никита Сергеевич отдал восемь лет! И зрители, и публика, однако, к этим лентам отнеслись прохладно. Да и кассовые сборы оказались куда меньше, чем рассчитывал автор.

- Вы же наверняка анализировали причины этого, Никита Сергеевич?

- Оба этих фильма вышли немного преждевременно — на несколько лет.

- Поясните?

- Поясню. «Предстояние» и «Цитадель» — это не картины об истории Второй мировой войны, а притчи, раскрывающие метафизику войны как таковой, войны, в которой воюют не только люди, но и чашки, стулья, земля, небо, вода, солнце.

- И этот замысел никто не оценил?

- Да. Люди были к этому еще не готовы. Кроме того, кинокритики «мочили» картину за восемь месяцев до ее выхода в прокат, а значит, они «мочили» не картину, а меня — ее режиссера… Однажды я пришел к одному старцу с вопросом: «За что, батюшка? Почему?» А в ответ услышал: «Друг мой, не страшно, когда ненавидят ни за что, а страшно, когда есть за что ненавидеть». Слова старца помогли мне пережить критику.

- Вы вообще к критике как относитесь? Злитесь?

- С интересом ее читаю. Если критикуют, обсуждают, значит, я еще интересен. Это — раз. Два: живая реакция людей всегда стимулирует. Ну а в-третьих, я абсолютно не чувствую груза сделанного мною в кинематографе, а потому ощущение самодостаточности меня не преследует. Мне интересно работать дальше, а не жить прошлыми победами. Каждая картина для меня — будто улетевшая в бездну космоса. Когда автор отпускает свои работы, он не может относиться к ним как собственник.

- Вопрос сложный, однако… вы — счастливый художник?

- Великий Станиславский говорил: «Счастье — это не когда получилось, а когда получается». И для меня в этом движении и состоит счастье. А еще я надеюсь, что обладаю счастливым свойством характера: не завидовать. Как только человек начинает жить завистью к более успешным людям, все силы уходят или на войну с этой завистью, или на саму зависть. Моя мама Наталья Петровна Кончаловская часто повторяла: «Сын, никогда не суди о своей жизни по тем, кто живет лучше тебя, а суди по тем, кто живет хуже». На мой взгляд, это самый лучший способ избавиться от огромного количества комплексов и проблем.

- А ваш комдив Котов, он — счастлив?

- О счастье и несчастье он не думает. Котов четко осознает, что у него нет выхода. Сталин говорит ему: «Тебе хочется знать — за что тебя посадили?», и тут же отвечает: «Надо спрашивать — не «за что», а «зачем». А посадили тебя для того, чтобы вовремя выпустить». Сталин ему объясняет, что надо сделать — вот это, вот это, и тогда он получит армию. И в эту секунду Котов понимает: там — 15 тысяч безоружных людей, там — Сталин, а здесь — он. И еще понимает, что есть Бог и на все его воля. И он решает действовать…

- Многие говорили, что действует он иногда очень странно и нелогично.

- Напомню, что это — притча, живущая по своим законам.

- Котов победил, наша страна победила. Но, как известно, у каждой медали есть обратная сторона. Какова обратная сторона нашей Победы в Великой Отечественной войне?

- Если взять ветерана, живущего сейчас в Гамбурге — в доме престарелых, в идеальных условиях, и нашего — который без одной руки не может зимой помыться, потому что у него в доме нет воды и принести ее некому, в этом и есть «обратная сторона» Победы.

- Не так давно вы признались, что намерены снять фильм о жизни Александра Грибоедова — русского дипломата, автора комедии «Горе от ума», трагически погибшего в Тегеране. Работа над проектом началась?

- Я, Александр Адабашьян и Ираклий Квирикадзе довольно давно начали писать сценарий к этой картине. Мы хотели приступить к съемкам фильма о Грибоедове сразу после моего «Солнечного удара», но, к сожалению, наступили непростые времена в экономике, а данный проект — дорогой и масштабный: необходимо снимать в Иране, Лондоне, Турции… Но я убежден, что картина об Александре Сергеевиче Грибоедове сегодня как никогда необходима и актуальна.

- Можно предположить, почему? Хотите намекнуть, что вместо горя от ума многие испытывают эйфорию от глупости?

- Нет, хотя версия хорошая. Еще 20 лет назад, только начав работать над сценарием, мы нашли документы, подтверждающие, что против Грибоедова был совершен политический заговор, организованный Великобританией, потому что дипломат Грибоедов серьезно мешал британским интересам на Шелковом пути. И он знал об угрозе для своей жизни, но стоял до конца.

Источник: «Вечерняя Москва»

Все материалы раздела «Интервью»