Театр Академии Никиты Михалкова представил спектакль «Метаморфозы»
На театральном пространстве появилось новое явление - Театр Академии Никиты Михалкова. Теперь об этом уже можно смело заявлять – за два года существования Академией выпущено четыре спектакля. Каждая постановка – один из творческих результатов обучения. Правда, у нового театра пока ещё нет собственной площадки, он вынужден кочевать по разным сценам, но эта проблема рано или поздно будет решена. Театр уже сложился. Если итогом работы первого выпуска был всего лишь один спектакль, «Метаморфозы», то в этом году их уже три. «Воскресение» по роману Льва Толстого, «Тина» по произведениям Антона Чехова, и продолжение «Метаморфоз» по рассказам Бунина и Чехова.
Главная особенность этого театра – в основе каждой постановки только русская классика. Причем, не пьесы, а проза, инсценировка которой задача не из легких. Но команда Михалкова справляется с ней блестяще. Сам руководитель проектов признается, что каждый спектакль - дело коллективное, над ним работают как преподаватели, так и слушатели Академии, но именно он «главный режиссер» и всю ответственность берет на себя. В «Метаморфозах» этого сезона, ставших уже своеобразным брендом Академии, – сценическое прочтение девяти рассказов Бунина и Чехова. Все – о любви. «Вся великая драматургия –Чехов, Ибсен Шекспир построена на одном вопросе – неудовлетворенная любовь, запретная или неосуществленная, – уверяет Никита Михалков. - Вся литература упирается в это, и на этом все строится». Он по-прежнему называет свои спектакли «открытой репетицией».
Фото предоставлено пресс-службой Академии Н.С. Михалкова |
---|
Перед началом спектакля зрителям показывают видео о том, как придумывали, репетировали, помогали друг другу, а еще и мастер-классы с основателем Академии. Во время спектакля он уже в зрительном зале, наблюдет за тем, как его ученики справляются с заданием. Причем, режиссерам (над этим спектаклем работали Вера Камышникова, Александр Коручеков, Игорь Яцко) и слушателям Академии предоставлено право самим выбирать то или иное произведение классиков, а его, Михалкова, право принять или не принять предлагаемое сценическое решение. Например, актриса Ольга Озоллапиня выбрала бунинский рассказ «Муза» и блестяще справилась с ролью. «Когда прочитала “Музу”, зацепило, почему так она поступила, почему так она сделала, это очень интересно». В прошлом она актриса «Студии театрального искусства Сергея Женовача», в Академию попала только с третьей попытки. Слушатели Академии все с базовым профессиональным образованием, попасть сюда непросто, конкурс порой доходит до ста человек на место. Но обучение у Михалкова того стоит. «Самая радостная и вдохновляющая метаморфоза, которая происходит внутри нашей Академии, это метаморфоза постижения нашими студентами-актерами новых приемов и методов. Каждый год из стен Академии выходят профессионалы, которые могут решать любые творческие задачи, могут компенсировать любой вакуум режиссерского профессионализма. Наши выпускники не просто отлично владеют актерским ремеслом, но и являются абсолютно самодостаточными – вижу в этом главный смысл и достижение нашей Академии кинематографического и театрального искусства», – признался Никита Сергеевич. И впрямь, глядя на сцену невозможно не восхититься мастерством перевоплощения артистов Софьи Куцерубовой, Игоря Сергеева и той же Ольги Озоллапиня в инсценировке «Рассказа госпожи NN» Чехова.
По сюжету сначала им лет по двадцать, а в конце миниатюры они уже предстают перед зрителями дряхлыми стариками. Видно, что они многому научились у мастера перевоплощений Никиты Сергеевича, при этом сумев передать чеховскую тонкую иронию и грусть по отношению к своим героям. Неумение людей жить «сейчас» в надежде на «светлое будущее», а свою жизнь проживающих словно бы «начерно» - эта тема характерна для многих произведений Антона Павловича. Как характерна для Бунина тема несбывшейся любви (инсценировка бунинской «Иды»), или любви попранной (по его же рассказу «Муза»).
Фото предоставлено пресс-службой Академии Н.С. Михалкова |
---|
Самое трудное при сценическом воплощении прозы обоих писателей, это, безусловно, создать атмосферу каждого из произведений. Решение Михалков вместе с коллегами нашли еще в самом первом спектакле: они все невероятно кинематографичны, что неудивительно для кинорежиссера с мировым именем. Когда смотришь миниатюру по чеховскому рассказу «Несчастье», создается полное ощущение, что ты оказался в кинозале: затемненная сцена, движущаяся коляска, в которой супружеская пара «выясняет отношения». И никакого «осовременивания», все герои в костюмах той эпохи, в которой жили писатели (художник Сергей Стручков). И еще изумительные по красоте 3D-декорации и видеопроекции (художник-постановщик Юрий Купер), способные моментально менять не только интерьеры и пейзажи, но даже времена года. Созданию атмосферы способствует и некий флер, созданный специальным прозрачным занавесом вблизи рампы. На этот занавес время от времени тоже накладываются видеопроекции, усиливая кинематографический эффект. И еще детали, как, например, в открывающей спектакль миниатюре о любовной интрижке «Кума» по рассказу Бунина. Колпак из газеты на голове героя, который он, шутя, надевает на голову предмета своего вожделения, сразу дает понять, что на серьезный лад никто из героев настраиваться и не собирается. Или проекция собора в «Княгине» по Чехову. На сцене всего два действующих лица (хотя у Чехова их множество, в монастыре это и архимандрит, и монахи). Но эта деталь заставляет работать воображение, представить их присутствие и понять, с кем невидимым ведет разговор Княгиня. А еще прекрасный русский язык, от которого нас постепенно отучают. «Мы же хотим вернуться к основам истинно русской школы. Чтобы не было бормотания как в сериалах, а к тому, чтобы было и масштабно, и темпераментно, чтобы были и энергетика, и повороты внутри характера. Наша главная цель – свой метод основывать на Станиславском, на Михаиле Чехове, на Питере Бруке», - дает пояснения к системе обучения в Академии ее руководитель, актер и режиссер Никита Михалков.
Фото предоставлено пресс-службой Академии Н.С. Михалкова |
---|
В отличие от первых «Метаморфоз», которые подкупали импровизацией и непосредственностью, спектакль «Метаморфозы 2» жестко структурирован. У него есть даже ось – телевизионные новости 1901 года под названием «Вести 24» - «Имперские вести». Не удалось узнать, кто был автором этой идеи, но скорее всего им стал сам Мастер. Ведь именно на этом канале выходит своего рода альтернативное телевидение Никиты Михалкова «Бесогон». Многих явно озадачило появление в спектакле этой «придумки», но у нее, безусловно, есть особый смысл, трактовать который можно по-разному. Возможно, это шутливое предложение направления, в котором должно развиваться наше телевидение?.. Но глядя на бесстрастное лицо ведущей в историческом костюме, на картинки с новостями о ценах на мясо, яйца, нефть, зерно и прочие товары потребления с характерной для современности «бегущей строкой», зритель лишний раз невольно задумается о главном в жизни. Ведь не в хлебе же насущном ее смысл, хотя, понятно, и без него не проживешь. Главное все-таки это жизнь души, человеческие взаимоотношения, поиски любви, даже если она так и останется неосуществленной. И все это есть в рассказах великих русских писателей – Ивана Алексеевича Бунина и Антона Павловича Чехова, которые после спектакля многим захочется перечитать.
Автор: Эвелина Гурецкая
Источник: THR
- Поделиться ссылкой: