Нашествие блокбастеров
В рамках Московского Международного кинофестиваля прошел «круглый стол» с ведущими кинопродюсерами России. Тема – актуальная, волнующая не только кинематографистов, но и кинокритиков, педагогов, журналистов - «Нашествие блокбастеров».
Еще год назад в России фильмов, пользующихся популярностью, с большим бюджетом, рекламой, конкурирующих с Голливудской продукцией, которые можно назвать «блокбастерами», было немного. За последний год отечественный кинематограф в 3 раза увеличил свое присутствие в общей годовой кассе российского бокс-офиса. Среди лидеров проката и картины «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» - «Турецкий гамбит», «Статский советник».
На круглом столе ставились вопросы: как блокбастеры влияют на «мэйнстрим», на арт-хаусное кино, способен ли такой тип кинематографа предложить развлечение со смыслом, с нормальной идеологической нагрузкой?
Своим взглядом на эти проблемы поделился один из ведущих продюсеров России Леонид Верещагин:
«Я бы начал с определения, что такое «блокбастер», потому что этот термин не так давно существует в нашем кинематографе. Если обратиться к словарю, то «блокбастер» – фильм с колоссальным бюджетом, достаточно длинный, очень щедро сделанный продюсером, иногда даже с избытком. Это фильм, требующий колоссальных финансовых сборов, чтобы окупить расходы на производство. Когда мы говорим о кино и считаем, что фильм не просто хороший, а фильм стал событием, надо четко разделять: либо фильм получил признание на крупных международных фестивалях, либо это фильм, собравший в прокате большую кассу, привлекший к себе широкую аудиторию. Иногда бывает совпадение этих двух условий, тогда фильм, с моей точки зрения, становится сверхсобытием.
Я считаю, в постсоветской России первым блокбастером был «Сибирский цирюльник», затем такие картины, как «Антикиллер», «Звезда» и потом на закрытии прошлого ММКФ был показан «Ночной дозор». Безусловно, эти фильмы оказали серьезное влияние на наш кинематограф, дали толчок для развития дистрибьюции и производства.
С блокбастерами появился кинематограф, который мы называем продюсерским. И «Сибирский цирюльник», и «Звезда», и «Статский советник», безусловно, примеры продюсерского фильма. То есть продюсер сам придумывает идею, находит режиссера, устраивает кастинг и, самое главное, контролирует деньги, потому что он отвечает за них, вкладывает их в рекламу.
Нельзя забывать и о роли телесериалов в появлении блокбастеров. Благодаря телеэкрану актер получает признание и известность и его участие в кинофильме, обеспечивает картине успех. Например, Константин Хабенский, известный прежде только по телесериалам, стал получать много предложений, затем сыграл в «Ночном дозоре», затем блестящая роль в «Статском советнике».
Позитивная роль блокбастеров, как мне кажется, в том, что они создали конкуренцию между отечественными дистрибьютерскими компаниями. Появилась необходимость серьезной рекламной кампании, чего не было раньше, потому что невозможно вернуть деньги, не вкладывая их в рекламу своего фильма. К тому же должен иметь место маркетинг, чтобы расписать фильм по кинотеатрам. Надо иметь навыки, надо этим заниматься и понимать, что происходит и в регионах, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Все это способствует профессиональному росту тех, кто занимается кинопроизводством и кинопрокатом.
Есть ли духовность в российских блокбастерах? Что касается патриотизма, то именно на этом сегодня строятся многие фильмы: и «Личный номер», и «Статский советник». Там есть рассуждения о патриотизме, о значении слова «Родина». Если говорить о фильме «Звезда», то оценка, данная государством, говорит о том, что именно это тема наиболее актуальна сейчас в обществе.
Что касается сборов. Есть американский фильм «Александр», снятый с огромными производственными затратами, но провалившийся в прокате, а «Страсти Христовы» со скромным бюджетом собрал огромную кассу. Поэтому я бы не стал все сводить к необходимости серьезных вложений и к постановочным проблемам. Главное, продюсер должен принципиально понимать, кому фильм будет адресован, какими средствами это будет достигнуто, и это делает производство картины более системным. Я считаю, что блокбастеры сегодня – безусловная польза, потому что цифры говорят: и кино наше растет, и зрительский интерес, и интерес предпринимателей, занятых в кино, растут.
В конечном итоге основная тема, на которой строятся наши блокбастеры это - тема, по которой наше общество истосковалось: чувство собственного достоинства, чувство здорового патриотизма».
Среди выступавших также были продюсеры и кинорежиссеры П. Лунгин, Д. Файзиев, Ю. Кара, Н. Лебедев, С. Грибков, А. Оганесян, киноведы А. Плахов, Д. Донудрей и др.
Итог встречи подвел председатель Союза кинематографистов России, кинорежиссер, продюсер и актер Никита Михалков:
«Для меня самая большая радость, что собираются люди и серьезно 2 часа спорят о необходимости блокбастеров, о том, что такое патриотизм. Идет жизнь в кино, вокруг кино, которая в результате и становится наукой и теорией кино, определяющей и фиксирующей развитие кинематографа в отдельно взятой стране и в целом в мире. А блокбастер - не блокбастер… Зритель совершенно точно выбирает для себя что смотреть, а что не смотреть. Вот идет картина «Война миров» - в зале 8 человек сидят. Нас так накормили за 10-15 лет крутым зрелищным кино, что сейчас зритель очень привередлив, очень тонок. Просто есть кино хорошее, действительно волнующее, а есть не волнующее. Как оно будет называться, уверен, не имеет значения. Главное, что хорошие ленты вновь появились, и зритель вновь в них поверил».
(Подробности в журнале "Искусство кино")
- Поделиться ссылкой: